Наша программа



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
"Разноцветная планета"

Тип программы: Модифицированная

Образовательная область: естествознание

Направленность деятельности: эколого-биологическая

Способ освоения содержания образования:  творческая

Уровень освоения содержания образования: общекультурный

Возрастной уровень реализации программы: дошкольное образование

Форма реализации программы: индивидуально - групповая

Продолжительность реализации программы: двухгодичная




Пояснительная записка
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Однако, активно развернуть работу по экологическому образованию и воспитанию в рамках программ дошкольного образования достаточно сложно. Компенсировать не разработанность  этого вопроса способны программы дополнительного образования.
Программа  «Разноцветная планета», является адаптированной. В основу данной  программы  положены идеи программ экологического  образования детей  «Мы» Н.Н. Кондратьевой и «Добро пожаловать в экологию» О.А.  Воронкевич:
  • понимания единства и взаимосвязи всего живого  и неживого,
  • приспособления живого существа к условиям среды обитания,
  •  многообразия  живого,
  •  единства человека и природы,
  •  разумности и гуманности,
  •  системности и целостности природы.
Основной целью программы является: формирование у детей дошкольного возраста основ экологического сознания и воспитание экологически грамотной личности.
 Основными задачами программы являются:
  •  расширение у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений  о живой и неживой природе;
  •  формирование представлений о взаимосвязях живой и неживой природы;
  •  развитие у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
     Разрабатывая  программу, мы попытались последовательно сочетать три основных направления экологии:
- биоэкологию: живая и неживая природа; особенности живых организмов, их разнообразие, распространение; связь внешнего вида, строения, поведения живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде; разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная); место обитания животных, растений (ареал); понятие о природных сообществах (экосистемах), их разнообразии и связи компонентов;
- социальную экологию: люди и окружающая среда; искусственная среда обитания и её влияние на человека, и мир природы; использование природных ресурсов; влияние человека на окружающую среду; экологическая безопасность;
-  и некоторые вопросы из области прикладной экологии: как нужно вести себя в природе; почему нужно бережно к ней относиться, что такое заповедники и заказники; для чего созданы «Красные Книги».
      Мы полагаем, что экологические знания станут фундаментом, основой экологического воспитания. У ребёнка дошкольного возраста формируется определённая система ценностей, представление о человеке, как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от её состояния.    
     Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, сопереживать, удивляться, заботиться, умением видеть красоту  окружающего мира.
     Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Разноцветная планета» разрабатывалась под руководством и в тесном сотрудничестве с методистами ЦДЭ (Центра Детского Экологического г. Челябинска). Она  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет). Реализуется в течение 2-х лет, включает: 1-й год обучения (дошкольный возраст 5 – 6 лет) – 72 часа* (30 теоритических, 42 – практических); 2-й год обучения  (дошкольный возраст 6 – 7 лет) – 72 часа (35 теоритических, 37 практических). Дополнительная образовательная деятельность проводится с воспитанниками 2 раза в неделю не более 25 и 30 минут соответственно нормам СанПин .     
     Программа раскрывает по 7 блоков в первом и втором годах обучения, блоки подвижны, темы выстроены  в соответствии с календарно-тематическим планированием, учитывают сезонные изменения в природе, экологические календарные даты. В первом и втором году обучения некоторые блоки имеют разные названия, но содержание их дублируется в параллельных блоках. В старшем дошкольном возрасте идёт большая привязка к сезонам, а в подготовительном – сезонные изменения являются частью нескольких блоков (проходят сквозь них).
Блочная система планирования (дошкольный возраст 5-6 лет):
1.     «Все обо всем» (знакомство с явлениями неживой и живой природы).
2.     «По осенним дорожкам» (формирование представлений об осенних явлениях в природе).
3.     «Ребятам о зверятах» (знакомство с миром животных).
4.     «Волшебница зима» (формирование представлений озимних явлениях в природе).

5.     «На зеленой опушке» (знакомство с миром растений).
6.     «Весна - красна» (формирование представлений о весенних явлениях в природе).
7.     «Войди в природу другом» (азы экологической грамотности).

Блочная система планирования (дошкольный возраст 6-7 лет):
1.     «Живая» планета» расширение представлений о явлениях в неживой природе).
2.     «Расцветай-ка» (расширение представлений о растительном мире планеты).
3.     «Соседи по планете» (расширение представлений о животном мире планеты).
4.     «Кладовые природы» (знакомство с миром  камней; минералов, металлов, полезных ископаемых).
5.     «Что я знаю о себе» (формирование представлений о человеке, как части живой природы).
6.     «Рукотворный мир» (уточнение представлений об искусственной среде обитания, созданной руками человека).
7.     «Войди в природу другом» (азы экологической грамотности).
1 блок «Живая планета» знакомит детей с явлениями неживой природы. Он включает в себя знакомство с «неизвестной Вселенной», с планетами Солнечной Системы, с понятиями «зодиак, созвездия, галактика»; с закономерной сменой дня и ночи, зимы и лета. Знакомим также с неотъемлемыми свойствами основных 4 стихий: воды, воздуха, огня, почвы. Даём понятие о климатических зонах.
2 блок «Расцветай-ка» расширяет представления детей о растительном мире планеты. Знакомит детей с разнообразием зелёных растений: деревьями, кустарниками, травами, комнатными растениями; их строением, свойствами, значением в жизни человека. Знакомим и с отдельным классом живого – грибами.
3 блок «Соседи по планете» расширяет представления детей о животном мире планеты, его разнообразии. Знакомим детей с представителями животного мира различных климатических зон; птицами, рыбами, зверями, насекомыми, рептилиями; с обитателями живого уголка. Рассказываем о хищниках и травоядных, о пищевых цепочках; о взаимосвязях и взаимозависимостях в мире животных.
4 блок «Кладовые природы» знакомит детей с миром камней, минералов, металлов, полезных ископаемых. Расширяет знания детей о простых и ценных камнях в природе; даёт представление о полезных ископаемых, свойствах камней, глины, минералов. Знакомит с уральскими самоцветными камнями, со сказами П.П.Бажова.
5 блок «Что я знаю о себе» рассказывает о человеке, как части живой природы; показывает разнообразие человеческого мира, даёт представление о человеке, как живом организме, об органах чувств, необходимых для восприятия окружающей действительности; о невидимом мире микробов. Даёт представление о здоровом образе жизни: здоровой пище, необходимости сохранения и укрепления здоровья, о месте человека в мире природы.
6 блок «Рукотворный мир» знакомит с «искусственной средой обитания», с природными материалами, которые использует в своей жизни человек; с ремёслами и профессиями, с гуманным природопользованием.
7 блок «Войди в природу другом» рассказывает о значении животных и растений в жизни человека; знакомит с правилами безопасного поведения в лесу, у воды. Знакомит с Красной Книгой, даёт понятия «заказник и заповедник». Рассказывает о взаимосвязях в природе, знакомит с экологическими знаками и экологическим календарём.

Вся образовательная деятельность в рамках программы организуется в игровой форме с использованием нагдядного дидактического материала и  проблемных ситуаций, требующих поиска путей их  решения. Большое внимание уделяется практической части, то есть наблюдению за объектами природы, экспериментально-опытническим действиям, художественно-творческой деятельности, проектному методу.
Программа предполагает мониторинговые исследования уровня освоения преподаваемого материала. За основу взяты параметры, предлагаемые программой экологического воспитания Н.Н. Кондратьевой «МЫ». Мониторинг проводится 2 раза в год, включает: входящий контроль в начале года и итоговый, в конце года (с использованием специального  инструментария). Оцениваются 4 основных критерия: характер представлений о живом, уровень познавательных и речевых умений, уровень отношений к природе, и уровень практических умений воспитанников. Итоги мониторинга фиксируются в таблицах.  Уровень освоения программного материала оценивается по шкале: критический
(не справляется с заданием), допустимый (справляется с помощью взрослого) и  оптимальный (справляется с заданием самостоятельно).
     По окончанию 1 года освоения программы воспитанник должен  знать:
- цикл развития растений;
- отличие овощей и фруктов;
- названия основных овощей и фруктов;
- сезонные изменения, происходящие в природе;
- птиц Челябинской области, их строение, приспособление к месту обитания, повадки;
- особенности живой и неживой природы;
- взаимосвязь живых  организмов и неживой природы;
- название диких и домашних животных, их отличие,
- образ жизни, особенности питания домашних и диких животных;
- особенности содержания домашних питомцев;
- названия некоторых комнатных растений и способы ухода за ними;
- историю происхождения растений и животных на земле.
Должен уметь:
- объяснять цикл развития растений;
- находить различия между овощами и фруктами;
- характеризовать природные изменения, происходящие по сезонам;
- знать планеты солнечной системы;
- выявлять сходства и различия между живой и неживой природой;
- устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы;
- уметь описать животных изображенных на иллюстрациях по схеме;
- ухаживать за комнатными растениями.
По итогам освоения программы второго года обучения воспитанники должны знать:
- понятие экология;
- некоторые семейства растений, особенности их строения и практическое значение;
- место планет в солнечной системе, их отличие от звезд;
- особенности планеты «Земля»;
- Некоторых животных Южного Урала;
- Некоторые растения Южного Урала;
- Отличие климата на разных частях Земного шара;
- отличие птиц от рыб и других животных;
- Какие леса произрастают на Южно4м Урале и их значение в жизни Человека;
- Лекарственные растения и область их применения;
- Съедобные и несъедобные грибы и особенности их произрастания.
Должен уметь:
- Распознавать некоторые семейства растений;
- Называть структурные элементы растений;
- Определять животных и растения Южного Урала по иллюстрациям;
- Характеризовать климатические особенности на разных участках Земного шара;
- Отличать птиц от рыб и других животных;
- Устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- Определять лекарственные растения;
-  отличать съедобные  от несъедобных грибов.


Содержание модернизированной программы 
дополнительного экологического образования «Разноцветная планета»
для детей 5-6 лет (первый год обучения)

Блок
Содержание,
тематика
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Введение
Правила поведения на занятии
1


1 «Все обо всем» 

Знакомство  с явлениями неживой и живой природы

1.      «Планета  Земля»
2.     «Живое – неживое»
3.     «Как дружат день и ночь, зима и лето»
4.     «Вода на земле» 2ч.
5.     «Воздух-невидимка» 2ч.
6.     «Что у нас под ногами?» 2ч.
7.     «Что нас греет?»
8.     «Как мы познаем мир»
9.     «Мир, созданный человеком»
10.           «Биологические часы»
12
5
7
2  «По осенним  
      дорожкам»

формирование представлений об осенних явлениях в природе

1.     «Дары осени»
2.     « Непогода нынче в моде»
3.     «Собираем урожай»
4.     «Как дикие животные готовятся к зиме»
5.     «Перелетные птицы»
6.     «Волшебный сад»
7.     «Хлеб – всему голова»

7
3
4
3  «Ребятам о зверятах»

Знакомство с миром животных

1.     «Домашние и дикие животные»
2.     «Самый хищный зверь»
3.     «Все ли медведи любят мед?» 2ч.
4.     «Друзья и враги»
5.     «Экзотические животные»
6.     «Эти удивительные бабочки»
7.     «Наши любимые питомцы» 4ч.
8.     «Доктора леса»
9.     «Лесное кружево»
10.                       «Эти удивительные птицы» 2ч.
11.                        «Кто живет в воде» 2ч.
16
6
10
4  «Волшебница зима»

формирование представлений об осенних явлениях в природе

1.     «Одеяло  для земли»
2.     «Почему деревья спят?»
3.     «Зимующие птицы»
4.     «Птичья столовая» 3ч.
5.     «Кто не спит зимой»
6.     «Ветер, вьюга и мороз»
7.     «Речка, скованная льдом»
9
4
5
5  «На зелёной опушке»

Знакомство с миром растений

1.     «Леса – всей земли краса!»
2.     «Лесная кладовая»
3.     «Как узнать растение»
4.     «Как растет растение» 2ч.
5.     «Культурные и дико растущие растения»
6.     «Комнатные растения» 2ч.
7.     «Растения лечат»
8.     «Путешествие растений» 2ч.
9.     «Грибное лукошко»
10.                        «Букет полевых цветов»
11.                        «Садовые цветы»
14
6
8
6 «Весна – красна»

формирование представлений об осенних явлениях в природе

1.     «Куда исчезает снег?»
2.     «Куда бегут ручьи?»
3.     «Кто проснулся первым?»
4.      «Первоцветы»
5.     «Березы тоже плачут»
6.     «Люблю грозу в начале мая…»
7.      «Воробьиные дуэли»
7
3
4
7 «Войди в природу другом»

Азы экологической грамотности
1.     «Все нужны на земле»
2.     «Жалобная книга природы»
3.     «Берегите лес от огня!»
4.     «Защити природу!»
5.     «Чистый воздух и вода – богатство страны»

5
2
3
Итоговое занятие
Экологический праздник «Разноцветная планета»
1


ИТОГО

72 ч.
30 ч.
42 ч.

Содержание модернизированной программы 
дополнительного экологического образования «Разноцветная планета»
для детей 6-7 лет (второй год обучения)

Блок
Содержание
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Введение
Правила поведения на занятии
1
1

1 « «Живая» планета»

О явлениях неживой природы

1.     «Неизвестная вселенная»
2.     «Планеты солнечной системы»
3.     «Сколько звезд на небе?»
4.     «Земля – планета, на которой мы живем»
5.     «Все по кругу», «Почему бывают день и ночь, лето и зима?»
6.     «Первооткрыватели космоса»
7.     «Царица- водица» 2ч.
8.     «Воздушный океан» 2ч
9.     «Дар Прометея. Источники тепла и света: солнце, огонь, электричество» 2ч.
10.                       «Где живут белые медведи и слоны» (понятие о климатических зонах)
13
6
7
2 «Расцветай-ка»

Растительный мир планеты

1.     «О чем поведал колосок»
2.      «Зелёные легкие земли»
3.     «Лесные этажи»
4.     «Детки на ветке»
5.     «Душистые травы»
6.     «Зелёная аптека»
7.      «Витамины на грядке»
8.     «Вальс цветов»
9.     «Мир комнатных растений» 2ч.
10.                      «Царство грибов» 2ч.
12
6
6
3 «Соседи по планете»

Животный мир планеты

1.     «Обитатели воздушного океана»
2.     «От пингвина до павлина»
3.     «Животный мир жарких стран»
4.     «Животный мир севера»
5.     «Животный мир России»
6.     «Обитатели подводного царства»
7.     «Наш аквариум» 2ч.
8.     «Наши домашние питомцы» 2ч.
9.     «Кто в лесу главный?»
10.                       «Страна «Жукамо»»
12
6
6
4 «Кладовые природы»

Мир камней,  минералы, металл, полезные ископаемые
1.     «Простые и ценные камни в природе»
2.     «Что делают из глины»
3.     «Коралл – сказочный морской камень»
4.     «Камень рожденный деревом»
5.     «Каменный уголь и мел»
6.     «Уральские самоцветы»
7.     «Земные недра»
8.     «Полезные ископаемые»
9.     «Горы и пещеры»



9
4
5
5 «Что я знаю о себе»

Человек как часть живой природы
1.     «Кто такой человек»
2.     «Что я вижу»
3.     «Как я слышу» (Беседа о слухе «Самая быстрая улитка в мире»)
4.     «Что учуял нос?» (беседа об обонянии)
5.     «Что такое осязание»
6.     «Угадай на вкус»
7.     «Здоровая пища»
8.     « Если хочешь быть здоров»
9.     «Невидимый мир микробов»
10.                       «Такие разные люди»
10
5
5
6 «Рукотворный мир»

Искусственная среда обитания

1.     «Из чего построен дом»
2.     «Ремесло и профессии»
3.     «Для чего придумали машины»
4.     «Вторая жизнь хлама» 2ч.
5.     «Деревня и город»
6
3
3
7 «Войди в природу другом»

Азы экологической грамотности
1.     «Значение растений в жизни человека»
2.     «Значение животных в жизни человека»
3.     «Взаимосвязи в природе» («Невидимые нити»)
4.     «Возьми под защиту» (красная книга природы)
5.     «Правила безопасности в лесу»
6.     «Безопасность на воде»
7.     «Берегите лес от огня»
8.     «Жалобная книга природы»

8
3
4
Итоговое занятие
Экологический праздник «Разноцветная планета»
1

1
ИТОГО:

72ч.
35ч.
37ч.










Приложение
1.                   Давайте мы построим дом!
         Тепло, уютно будет в нём.
         Там вместо лампочки луна,
         А солнце вместо печки…
         Здесь на Земле нам хватит
         Всем уютного местечка!

2.               Чтобы в жару и в холода
Комфортно было нам всегда,
Построим дом наш из камней-
Так стены крепче и теплей!
Эльбрус, Тянь-Шань, Памир, Тибет-
И от Уральских гор привет!

3.               Теперь нас ждёт отделка дома!
Друзья, и это нам знакомо.
Дуб, ясень, пальма, кипарис
На травку смотрят сверху вниз.
В зелёном нашем доме без сомнения
У всех хорошее должно быть настроение!

4.               А с нами, бок о бок, живут и соседи:
Зайцы и волки, львы и медведи…
Большие, поменьше и вовсе крохи-
Ходят по нашей общей дороге.
Нам без соседей было бы скучно,
Давайте же будем жить с ними дружно!



5.               Маши, Вани и Пети –
Все мы не просто соседи,
Белые, жёлтые, красные-
Все люди такие разные.
Но все мы большая семья-
На Земле нам ругаться нельзя!

6.               В начале нашего космического века
Так много сделано руками человека!
Узнали мы о доме нашем больше,
Что происходит в Кении, Японии и Польше,
К далёким звёздам смело улетаем,
И батискафы в океаны опускаем!

7.               Но чтобы дом наш не разрушили года,
Беречь природу мы должны всегда!
Чтоб в мире и согласии нам жить,
На свете все, все, все должны дружить.
Чтоб Мир Природы чистым сохранить,
Ты должен Человеком добрым быть!



















Комментариев нет:

Отправить комментарий